Зоология — наука о животных
Зоология (от греч. «зоон» — животное и «логос» — учение) — это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.
По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная — 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие — в воде, третьи — в воздухе. Многие животные обитают в земле.
Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.
Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные — источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований — на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные — помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.
Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.
Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.
Между растениями и животными наблюдается много общих черт:
- все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
- общность происхождения одноклеточных форм;
- обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
- рост и способы размножения;
- раздражимость;
- передача наследственной информации.
Однако между растениями и животными есть существенные различия.
Зеленые растения | Животные |
---|---|
Способ питания | |
Автотрофный (фотосинтез). | Гетеротрофный. |
Обмен веществ | |
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. | Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей. |
Клетка | |
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. | Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена. |
Ткани | |
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. | Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество. |
Система органов | |
|
|
Способность к передвижению | |
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения. |
Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения. |
Способность к росту | |
Растут на протяжении всей жизни. | Растут в основном лишь в молодом возрасте. |
Активность в поисках пищи | |
Не активны. | Активны. |
Циклы развития | |
Зигота — зародыш — проросток — молодое растение — плодоносящее растение — стареющее растение — отмершее растение. | Зигота — зародыш — детеныш (личинка)— молодое животное — взрослое животное — половозрелое активное животное — стареющее животное — умершее животное. |
Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.